Аварийность стала обыденностью
Ошибки, допущенные на стадиях изыскания, проектирования и строительства зданий и сооружений, являются причинами все большего числа аварий на территории РФ. Причем до 90% аварий происходит уже во время эксплуатации строительных конструкций. Сухая статистика В последние годы в средствах массовой информации все чаще стали появляться вести о трагических авариях на эксплуатируемых и строящихся объектах в разных городах России. Вследствие падения купола крытого аквапарка «Трансвааль» в феврале 2004 года в Москве погибли 25 человек, пострадали 113. Число погибших при обрушении Басманного рынка в столице в 2007 году составило 40 человек. Не обошлось без жертв при обрушениях строящихся зданий в Пензе в 2007 году и в Калининграде в 2008 году. В Санкт-Петербурге год назад на зрителей во время сеанса рухнул потолок кинотеатра. В 2009-м, году: в офисном здании на Тверской улице в Москве обрушился потолок, погибло 5 человек; в Новосибирске на открытом стадионе произошло обрушение огромной сцены шириной 26 м, глубиной 18 м и высотой 15 м; в городе Благовещенске обрушилась крыша спортивного комплекса «Спартак». Стоит ли продолжать этот скорбный список? Только в Интернете представлен перечень 16-ти аварий за 2007 год и 10-ти - за 2008 год, а в 2009 году было зафиксировано уже 26 обрушений. И это - только случаи, получившие огласку, а ведь в стране почти ежедневно происходят сотни неизвестных катастроф «местного значения», таких, к примеру, как безжертвенная авария стропильных трубчатых ферм покрытия складского комплекса в деревне Лютарецкое в Чеховском районе и многие, многие другие. Анализ причин отсутствует Строителям, инженерам и другим специалистам, работающим в строительной отрасли, просто необходимо знать о технических причинах, ведущих к обрушениям. Известно, что все они — не результат природных катастроф, а прямое следствие негативных проявлений многоликого человеческого фактора. Меж тем краткие репортажи в СМИ не дают нам объективной картины события, да и в профессиональной печати редко удается встретить квалифицированный анализ истоков аварийных ситуаций с несущими конструкциями зданий и сооружений. Создается впечатление, что утечка информации нежелательна каким-то определенным кругам, ведь, проведя экспертизу, можно легко выйти на прямых виновников произошедшего. В 50–80 годах в СССР шли интенсивные исследования различных видов современных по тем временам конструкций. При этом большое внимание уделялось изучению их работы в реальных, натурных условиях эксплуатации, и каждый выявленный недостаток тщательно анализировался с внесением необходимых изменений в чертежи. Так, главный теоретик НИИЖБ, академик, доктор технических наук, профессор А.А. Гвоздев, его коллеги по лаборатории теории железобетона и ученые других лабораторий институтов НИИЖБ и ЦНИИСК - чрезвычайно внимательно относились к докладам с результатами инженерных обследований при возникших аварийных ситуациях, справедливо полагая, что они представляют большую научную ценность. Ведущие научно-исследовательские институты, такие как НИИЖБ, ЦНИИСК им. Кучеренко, НИИОСП им. Герсеванова и другие в своих научных сборниках регулярно публиковали материалы по анализу технических причин разрушений строительных конструкций. Такая же работа велась и в Главстройинспекции Госстроя СССР, куда в былые времена из разных регионов страны стекались сведения обо всех осложнениях со зданиями и сооружениями, возникавших в процессе строительства и эксплуатации. Рассмотрение результатов обследования в случаях разрушения несущих строительных конструкций или возникновения аварийных ситуаций на строительных объектах в период 60–80 годов прошлого столетия показало, что неприятности зарождались, в основном, на стадиях изготовления конструкций или в процессе строительства. Причины были самые разнообразные, связанные с несовершенством технологического оборудования, с отклонениями от проекта в процессе его реализации и с обычным строительным браком. Кроме того, имели место осложнения вследствие нарушений требуемых условий и режима эксплуатации существующих конструкций зданий. Но проектно-конструкторские просчеты встречались весьма редко. В те времена проектировщики очень строго соблюдали положения Строительных норм и правил и других нормативных документов по проектированию. В последние годы происходит смещение причин возникновения осложнений с конструкциями в сторону проектирования. Наблюдаются ошибки из-за нарушений расчетных положений СНиПов. Создается впечатление, что современные специалисты, всецело полагаясь на компьютерные расчеты по программам и автоматически получая результаты, выдаваемые машиной, не считают нужным или просто не способны их критически осмыслить. Не раз приходилось сталкиваться с тем, что горе-конструкторы даже не умеют оперативно, вручную, без «всесильной» компьютерной программы, проверочно оценить прочность простых изгибаемых элементов, таких как плиты и балки. Известны случаи, когда при проектировании несущих конструкций не делались, предусмотренные СНиПом, проверки по первому и второму предельным состояниям. «Разбор полетов» В качестве неудачных проектных решений, не обеспечивающих несущую способность конструкций, можно привести несколько примеров с плоскими монолитными железобетонными безбалочными перекрытиями (часто применяемыми теперь), опирающимися на колонны без капителей. К примеру, такая конструкция перекрытия была применена в двухэтажной подземной автостоянке, построенной на Кожевнической улице в Москве. Толщина плиты перекрытия - 30 см, колонны сечением 6060 см без капителей установлены по сетке 8,48,4 м. Автостоянка расположена в подвальной части четырех многоэтажных зданий и под большим двором между этими домами. По плите верхнего перекрытия, на всей его дворовой площади, было выполнено многослойное кровельное покрытие, на котором, в свою очередь, произведено благоустройство: устроены высокие газоны и выложенные брусчаткой дорожки. 3 сентября 2009 года произошло обрушение перекрытий на одном из участков двора (фото 1). Фото 1. Обрушение безбалочного перекрытия подземной автостоянки на ул. Кожевническая, влад. 8/4. Площадь обрушения составила около 700 кв.м: верхняя (кровельная) плита перекрытия со всей кровлей и газонами продавилась колоннами, упала на плиту нижнего перекрытия, которая тоже была продавлена. Обследованием установлено, что опорные участки плиты над колоннами выполнены без поперечной арматуры, что снизило прочность плиты на продавливание. Оказалось, что расчетная прочность плиты на продавливание была весьма невысокой. Она не могла бы обеспечить восприятие усилий даже при условии очень скромно подобранной нагрузки от кровельного покрытия по плите на территории двора, нагрузки от благоустройства по этому покрытию и временной нагрузки, с учетом возможного наличия во дворе автотранспорта и пожарных машин. Выполненный после аварии поверочный расчет по деформативности железобетонного покрытия гаража-стоянки показал, что расчетный прогиб плиты от действия постоянных и длительных нагрузок превышает допустимое значение вертикального прогиба. То есть проектировщики пренебрегли проверками, предписываемыми СНиПом по железобетону. Тем не менее, по плите, без учета ее проектной прочности, была сделана многослойная кровля высотой 95–110 см с высокими газонами, отчего суммарная нагрузка, даже без учета временной, превысила прочность плиты перекрытия на продавливание более чем в 2 раза. Таким образом, совпали две проектные ошибки: во-первых, прочность конструкции была обеспечена лишь под весьма малую нагрузку и, во-вторых, фактическая нагрузка на плиту от кровельного покрытия с благоустройством была несоразмерно велика и выполнена без учета реальной несущей способности плиты. Подобная же ошибка была обнаружена при обследовании строящегося Универсального культурно-спортивного центра в Турчаниновом переулке. Там безбалочное перекрытие на отм. –4,65 м также опиралось на колонны без капителей. Расчетная проверка показала, что прочность плиты на продавливание оказалась недостаточной для восприятия будущих эксплуатационных нагрузок, и конструкции пришлось усилять. При строительстве в 2007–2008 годах общественного здания на улице Образцова в Москве смонтированные плоские монолитные железобетонные безбалочные перекрытия были запроектированы с недостаточной прочностью и обладали повышенной деформативностью. Эти плиты были разрезаны на части и демонтированы. В Красносельском переулке в 2006–2007 годах был построен подземный паркинг, расположенный в подвале дома и под примыкающей к зданию площадью двора. Перекрытие — плоское монолитное, с опиранием на колонны без капителей. После проезда по двору подъемного крана перекрытие обрушилось от продавливания плиты. К счастью, человеческих жертв не было. Недавно построенный подземный гараж под двором дома №3 по ул. Широкой (Северное Медведково) в Москве выполнен с безбалочным покрытием из плоской монолитной железобетонной плиты, опертой на колонны без капителей. В плите образовались трещины силового характера. Конструкция подлежит инструментальному обследованию, расчетной проверке и, возможно, усилению. Полагаем, что даже этих нескольких примеров достаточно, чтобы показать серьезность ситуации и необходимость увеличения роли и ответственности экспертизы разрабатываемых проектов. Ремонт с риском для жизни Считаем уместным обратить внимание специалистов еще на одно тревожное явление: увеличение случаев аварий при производстве ремонтно-восстановительных работ и реконструкции существующих зданий. В течение 2009 года в Москве произошли обрушения стены в музее-усадьбе Коломенское в Москве, покрытий домов в г. Дзержинске Нижегородской области и в Гороховском районе Удмуртии, кирпичного дома в г. Екатеринбурге, старой гостиницы в г. Казани, части здания горсуда в Санкт-Петербурге, стены в 6-этажном доме в Староконюшенном переулке (фото 2) и в 4-этажном доме на Садовнической набережной в Москве (фото 3). Все случаи — с жертвами и пострадавшими. Фото 2. Обрушение при реконструкции 6-этажного здания в Староконюшенном переулке. Фото 3. Обрушение стены и перекрытий реконструируемого 4-этажного здания на Садовнической набережной, при устройстве в нем подвального помещения. Материалов по техническому расследованию этих обрушений для анализа причин получить не удалось. Известно только, что не всегда работы проводились на основании разработанной проектно-конструкторской документации. Неизвестно, какое будущее ждет также сборную железобетонную оболочку двоякой кривизны размером 4040 м, обрушившуюся при демонтаже на Люблинском рынке (фото 4). Фото 4. Оболочка двоякой кривизны покрытия Люблинского рынка перед демонтажом. Видны обрезанные затяжки усиления. Когда-то город гордился подобными престижными большепролетными сооружениями. До аварийного состояния их довели безграмотные условия эксплуатации и безнадзорность со стороны владельцев. Строительство нуждается в контроле В заключение нашего краткого экскурса следует напомнить, что квалифицированная информация о результатах научно-технического анализа аварийных ситуаций является одним из важнейших звеньев в системе образования инженерного корпуса строительной отрасли. Утрата этого звена наносит ощутимый ущерб инженерному интеллекту не только конструкторов-проектировщиков и производственников, но и работников экспертных служб и строительных инспекций. Практика обследований многих обрушений свидетельствует о снижении грамотности исполнителей и чиновников от строительства и явном росте их безответственности. А сколько бед доставляет самодурство владельцев, требующих исполнения своих неграмотных строительных капризов! Из сказанного напрашивается неутешительный вывод: аварийность в ближайшие годы грозит стать опасной повседневной реальностью. Квалифицированная же информация о том, к чему приводят технические ошибки и просчеты в строительстве, должна послужить наглядным жизненным уроком строителям и инженерам страны, способствуя в будущем снижению числа аварийных ситуаций на объектах.
Похожие новости: